A A A Ц Ц Ц Ц

ШРИФТ:

Arial Times New Roman

ИНТЕРВАЛ:

х1 х1.5 х2

ИЗОБРАЖЕНИЯ:

Черно-белые Цветные
Белгородский индустриальный колледж
Основан в 1957 году
Лицензия: Л035-01234-31/00235534
Аккредитация №4108 от 29.12.2015
 

 
г. Белгород

пр. Богдана Хмельницкого д.80
(4722) 26-22-65
mail@bincol.ru

 

#родсоб_поо

Проведение родительских собраний необходимое условие в воспитательной работе среднего профессионального образования, педагогов. Очень часто разбираются только текущие вопросы, либо куратор обсуждает успеваемость студентов и это является аргументом в организации собрания.

Родительское собрание - это среда, где встречаются педагоги и родители, где обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса на год, семестр, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и профессиональной образовательной организации, оказание помощи в воспитании студентов. Родительское собрание должно включать в себя воспитательный аспект для родителей. Определенный опыт в работе показал, что многое в успешности обучения зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создавать благополучную обстановку в семье. В настоящее время необходимо организовывать обучение родителей воспитанию студентов, навыкам жизни в семье, способствующим улучшению жизни всех членов семьи.

Куратор совместно с психологом ПОО именно на родительском собрании могут оказать такую помощь при решении вопросов воспитания.


ФОРМЫ И ЭТАПЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с техникумом (колледжем) является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в семестр, а также по мере необходимости, в зависимости от возраста обучающихся и особенностей группы.
На родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в группе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и техникума (колледжа), подводятся итоги работы за семестр, год. Обсуждение успеваемости студентов не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общетехникумовскими (общеколледжными) и групповыми.

Родительское собрание закономерно считается в среде преподавателей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей кураторов проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на куратора на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Для психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники психологического центра: психологи, логопеды, социальные педагоги - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы:

Этап 1. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование куратора с преподавателями-предметниками.

Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения студентов на занятиях. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия студентов в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения куратора на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому студенту отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, куратору стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития студента в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь студентов, заранее оформить благодарственные письма родителям, чьи студенты активно проявили себя в общественной жизни техникума (колледжа) или группы. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление аудитории для проведения родительского собрания.

Этап II. Подготовка сценария и проведение собрания.


Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Родительское собрание должно включать в себя 4 обязательных компонента:

- Знакомство родителей с системой обучения в среднем специальном учебном заведении (для родительских собраний первого курса). В этой части родительского собрания куратор знакомит родителей с общими требованиями и условиями обучения в техникуме (колледже), учебным планом, предстоящей практической деятельностью студентов, с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Куратор делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид студентов, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию техникума (колледжа) как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного студента, а тем более родителя.

- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, выезды, приобретение учебных пособий, спонсорская помощь и т д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители студентов, имеющих проблемы в обучении и поведении. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и куратор должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

 

Этап III. Осмысление итогов родительского собрания.


Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до заведующих отделениями и коллег-педагогов.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


Работа с родителями студентов направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в колледже и предусматривает следующие формы взаимодействия: общее собрание для родителей; родительские собрания в группах; индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации); привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий в группах.

Необходимо изучать семью студента в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий. Опыт показывает, что студенты, имеющие осведомительных и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы студент все знал о своих трудностях и находил способы (при помощи родителей) справляться с ними.

Наиболее распространенные формы работы с родителями студентов профессиональных образовательных организаций:

1 Традиционные разговоры с родителями обучающихся и студентов по телефону, причем о каких - либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах.
2 Встречи с группами родителей тех обучающихся и студентов, чьи проблемы пребывания в колледже похожи.
3 Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение хозяйственных вопросов. Беседы о профилактике отклоняющегося (девиантного) поведения обучающихся.
4 Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения взаимоотношений детей и родителей.

5 Организация лекций для родителей, читаемых представителями, занимающимися
воспитательной работой, с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания.
6 Встречи с работодателями. Беседа о реализации дуального обучения в техникуме (колледже), принципах целевого обучения, о дальнейшем трудоустройстве студентов.
7 Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.
8 Привлечение родителей в жизнь группы.


ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей
время.
Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Правило четвертое. Общение куратора и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Практические советы психолога:
- перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
- отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
- самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
- перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
- не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
- предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
- поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
- дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как труд-но ребенку учиться;
- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;
- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не рекомендуется:
- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
- сравнивать успехи отдельных студентов и разных групп;
- давать негативную оценку всей группе;
- переоценивать значение отдельных предметов;
- использовать в общении с родителями назидательный тон.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1 Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
2 Тема собрания должна учитывать возрастные особенности.
3 Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4 Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей студентов.


ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ


1 Выбор темы собрания,
2 Определение целей родительского собрания.
3 Изучение куратором и другими организаторами собрания научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме.
4 Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
5 Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
6 Приглашение родителей и других участников собрания.
7 Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
8 Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


• повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка семье и колледже;
• содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность группы;
• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию обучающихся, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности;
• пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
• подведение итогов совместной деятельности педагогов, студентов и родителей за определённый период времени.


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ


Родители обучающихся I курса. Ознакомление с локальными актами, Уставом колледжа, учебными планами, графиками аттестации. Психологический портрет первокурсника. Профилактика суицидального поведения, правонарушений, употребления ПАВ в студенческой среде. Принципы целевого и дуального обучения, вопросы трудоустройства обучающихся. Вопросы взаимодействия техникума (колледжа) с предприятиями-партнерами. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Меры личной безопасности. Обеспечение безопасности и развитие молодежи в информационном пространстве. Соблюдение правил безопасности жизнедеятельности, профилактика пожаров. Изучение памятки по предупреждению краж, грабежей, личной безопасности и сохранности личного имущества. Противодействие коррупции. Памятка для родителей по профилактике вовлечения детей в деятельность запрещенных религиозных объединений, экстремистских объединении, террористических организаций, деструктивных групп. Итоги обучения за 1 семестр учебного года (если собрание проводится во 2 семестре).

Родители обучающихся I и II курсов. Итоги обучения за семестр/учебный год. Об ограничении пребывания несовершеннолетних на улицах и в общественных местах в вечернее и ночное время. Организация летнего отдыха. Противодействие коррупции. Промежуточные результаты реализации дуального обучения в техникуме (колледже). Вопросы взаимодействия техникума (колледжа) с предприятиями-партнерами.

Родители обучающихся I - III курсов. Итоги обучения за семестр/учебный год. Разъяснительная работа с родителями в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. ВИЧ/СПИД: незримые угрозы - мифы и реальность. О профилактике детского дорожного травматизма в связи с погодными условиями. Правила безопасного пути «Дом-колледж-дом». О безопасности во время- зимних каникул и новогодних праздников. Противодействие коррупции. Промежуточные результаты реализации дуального обучения в техникуме (колледже). Вопросы взаимодействия техникума (колледжа) с предприятиями-партнерами.

Родители обучающихся II курса. Итоги обучения за семестр/учебный год. Особенности организации учебно-производственного процесса на II курсе. Психологические особенности ранней юности. Профилактика суицидального поведения, правонарушений, употребления ПАВ в студенческой среде. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Противодействие коррупции. Промежуточные результаты реализации дуального обучения в техникуме (колледже). Вопросы взаимодействия техникума (колледжа) с предприятиями-партнерами. Меры личной безопасности. Обеспечение безопасности и развитие молодежи в информационном пространстве. Соблюдение правил безопасности жизнедеятельности, профилактика пожаров. Изучение памятки по предупреждению краж, грабежей, личной безопасности и сохранности личного имущества. Памятка для родителей по профилактике вовлечения детей в деятельность запрещенных религиозных объединений, экстремистских объединении, террористических организаций, деструктивных групп.

Родители обучающихся III - IV курсов. Итоги обучения за семестр/учебный год. Особенности организации учебно-производственного процесса на III, IV курсе. Психологические особенности ранней юности. Профилактика суицидального поведения, правонарушений, употребления ПАВ в студенческой среде. Административная и уголовная ответственность. Противодействие коррупции. Промежуточные результаты реализации дуального обучения в техникуме (колледже). Вопросы трудоустройства выпускников. Вопросы взаимодействия техникума (колледжа) с предприятиями-партнерами. Меры личной безопасности. Обеспечение безопасности и развитие молодежи в информационном пространстве.

#родсоб_поо